— ќлегом ќщепковым мы встретились в «”литке» — гастрономическом кафе, которое он открыл в конце марта

— ѕерм€кам вы больше известны как бывший министр культуры ѕермского кра€ и вице-губернатор. ѕомните момент, когда вам предложили стать вице-губернатором?

—  онечно, помню, это был конец 2004 года. я к тому времени уже достаточно давно занималс€ маркетингом. » мне пришла в голову иде€ — подумал, что было бы здорово подготовить программу продвижени€ ѕермской области. Ќаписал эту программу и пришел к ќлегу јнатольевичу „иркунову. ѕрошло какое-то врем€…. » в ƒемидково, где администраци€ собралась дл€ перезагрузки, мне совершенно неожиданно сделали «неприличное» предложение (смеетс€) стать частью команды губернатора. я вз€л сутки, чтобы в том числе посоветоватьс€ с женой. » с большим волнением это предложение прин€л. ќчевидно, что ко многим вещам € оказалс€ не готов — как вс€кий человек, который никогда не работал в госуправлении. «дорово, кстати, что есть учебные заведени€, которые учат быть чиновниками. ћне тогда понадобилось как минимум три мес€ца тотальной адаптации, чтобы у мен€ мозг начал функционировать как мозг человека, занимающегос€ госслужбой. –ади этого предложени€ пришлось пожертвовать развитием проектов Ozon group (маркетингова€ компани€. — ѕрим.авт.) в ћоскве.

— –анее в интервью вы сказали: «ћне значительно интереснее в бизнесе с учетом тех компетенций, что € получил, работа€ на госслужбе». ћожете назвать эти компетенции?

— ¬о-первых, € понимаю, что государство может быть заказчиком, причем достаточно квалифицированным и масштабным. я все понимаю про основные векторы развити€ кра€ и понимаю, как € могу быть полезен в решении тех или иных задач. ¬ разное врем€ € активно сотрудничал с городом и краем, делал очень разные проекты — от туристических маршрутов ««елена€ лини€» и « расна€ лини€», создани€ бренда «ѕермь ¬елика€» до мирового конгресса урбанистов и планировщиков Isocarp, где мы были генеральными подр€дчиками. –ад, что продолжаю сотрудничество, участву€, к примеру, в переупаковке поликлиник ѕермского кра€. ћой управленческий опыт позвол€ет мне предлагать интересные варианты разным министерствам дл€ решени€ тех или иных задач. √осуправленцам нужны внешние профильные эксперты. „тобы лучше понимать картину мира. „тобы в итоге школы выгл€дели так, как они должны выгл€деть, чтобы больницы выгл€дели так, как они должны выгл€деть. » парки, и набережные и велодорожки. „тобы многое мен€лось в лучшую сторону дл€ жителей.

»нтерьер гастрономического кафе «”литка» на улице —оветской

— — вашей легкой руки в ѕерми открылись и успешно работают уже несколько кафе и ресторанов. — чем св€зан подобный результат?

— Ёто дл€ мен€ новый вызов, потому что у мен€ никогда не было собственного ресторанного проекта. Ќо были проекты, которые мы активно консультировали в разное врем€: «—ковородка», « арпофф» в ƒемидково, «‘оршмак», «ѕорта», Coffee You. Ёто тоже полезный опыт и он хорош дл€ старта в собственных проектах. ѕотому что, занима€сь маркетингом достаточно долго, € понимаю, на каких принципах должно строитьс€ успешное заведение.  азалось бы, все это знают...

— „то это за принципы?

— ѕервое — то, что ты делаешь, должно быть вкусно. ¬сегда. » на старте, и через год. » это, пожалуй, сама€ сложна€ задача, которую ты должен решать каждый день. ѕотому что люди, отдава€ тебе деньги, хот€т получить приличный продукт и искренне удивл€ютс€, если это не так.

¬торое. ќчевидно, что ты должен позаботитьс€ о том, чтобы люд€м было комфортно. “ы должен создавать такие услови€, чтобы у людей, которые к тебе пришли, настроение как минимум не ухудшилось. Ёто комплексна€ задача, на которую работают и официанты, и вид из окна, и свет, и звук, и фактуры, и цвет мебели. Ёто все мы называем атмосферой заведени€.

“ретий важный фактор — локаци€. ≈сли ты хочешь открыть успешный ресторан, ты должен подумать о месте — там тво€ больша€ потенциальна€ аудитори€ должна жить или работать. ” нас отличный дизайн заведений, очень прилична€ локаци€ и мы вкусно готовим. ¬езде. ѕричем сейчас лучше, чем в начале. » уж точно мы стали лучше с точки зрени€ качества обслуживани€.

— Ѕытует мнение, что секрет вашего успеха прост — хороший стартовый капитал. ¬сЄ так?

— Ёто точно не большие деньги, чем в среднем по рынку. я представл€ю цифры проектов-конкурентов. √лавное здесь — способность найти приличных партнеров, собрать команду, придумать концепцию, отличную от других, и иметь волю удерживать ту планку, который ты сам себе задал. Ёто сложный бизнес, потому что невысока€ покупательна€ способность, потому что невелик объем туристов, потому что высока€ конкуренци€ при этом небольшом рынке.

— ќ каких суммах в среднем по рынку может идти речь, когда человек открывает кафе или ресторан?

— ƒумаю, от 5 до 15 миллионов в зависимости от объема помещени€ и статуса заведени€.

— ћожно ли говорить, что вы самый успешный ресторатор ѕерми пр€мо сейчас?

—  онечно, нет. я человек новый в этом деле, как в той старой сказке про «олушку — € не волшебник, € еще только учусь. ≈сть коллеги, которые демонстрируют отличные результаты уже много лет.

√риль-ба𠫬ехотка» ќщепков открыл на месте паба «јбырвалг» — здесь хороший поток потенциальных клиентов

— Ќазовите имена трех человек, которые либо успешнее вас, либо не хуже работают в ресторанном бизнесе.

— я бы точно назвал человека, у которого € в том числе многому научилс€. ќлег ѕол€ков — это успешный ресторатор, человек, который построил эффективную сеть и продолжает развиватьс€, в том числе в ћоскве. ћне очень симпатично то, что делает  ол€  анищев. Ёто молода€ и амбициозна€ команда. ћне нравитс€ то, что делают коллеги Cup by cup. Ѕезусловно, есть еще интересные команды.

— Ќасколько быстро можно окупить кафе или ресторан? явл€етс€ ли самоцелью быстра€ окупаемость в принципе?

— ¬с€кий бизнес и вс€ка€ инвестици€ задумываетс€ с целью максимально быстрой окупаемости. «ћаркс» — это такой лидер по скорости окупаемости. ѕравда, лишь потому, что были относительно небольшие затраты на реновацию. ћы получили все, что потратили, примерно через 4,5 мес€ца.  ак правило, это полтора-два года. » это нормально, это хороша€ истори€.

— Ќе секрет, что многие компании из-за международных санкций вынуждены серьезно корректировать свою работу. ƒл€ вашей компании что-то изменилось в этом плане? ћожно ли говорить, что санкции — это зло или, наоборот, только на пользу?

— Ќикакие санкции не могут пойти на пользу, это очевидно. Ќо во многом благодар€ санкци€м вырос современный сельскохоз€йственный бизнес в –оссии. ћы не можем поставл€ть италь€нскую бурату, но у нас есть бурата, котора€ сделана в –оссии на италь€нском заводе по италь€нской технологии. » это точно свежа€ бурата.

 онечно, стало хуже с рыбой. — сырами, Ќо это не фатально.

— ≈сли зайти к вам в «»нстаграм» или «‘ейсбук», можно увидеть множество фотографий из заведений, которые вы открыли. Ёто такой элемент продвижени€ или порыв души?

— Ѕезусловно, € это делаю от души. ћне кажетс€, что это очень важно дл€ человека, который относитс€ к заведению не только как к инвестиционному портфелю. Ёто часть моей жизни. я здесь ем. » это, как ни странно, очень важно дл€ моих гостей, они же вид€т это. „то владелец ест здесь каждый день в своем заведении и он по-прежнему жив. (—меетс€.)

— ¬ы довольным тем, что получаетс€?

— ¬ целом доволен, но это не повод расслабитьс€.

— ¬озможно, можете озвучить какие-то планы по новым заведени€м или другим своим направлени€м?

— ѕосле того, как мы выполним все задачи на этом этапе развити€, можно будет двигатьс€ дальше.

— ≈сть еще какие-то значимые проекты, в которых вы бы хотели участвовать?

— ƒа, € хотел бы быть частью проекта «Ѕиопарк», потому что понимаю, насколько он важен и ожидаем горожанами. » это один из самых перспективных проектов с позиции туристической привлекательности. ’отелось бы быть полезным в проектах реновации набережной и нового проекта эспланады. Ќадеюсь, так и будет.