ќ чем думаешь? » € о том же

‘ильм «ћедведи  амчатки. Ќачало жизни» (0+) — это истори€ двух медведиц и их детЄнышей — —амап€той с четырьм€ малышами и “еслы с двум€ медвежатами в заповеднике. ƒокументалисты проследили за ними в их первый год жизни — от выхода из берлог весной до поздней осени, когда они снова впали в зимнюю сп€чку. —ъЄмки велись практически беспрерывно на прот€жении семи мес€цев.

 ажетс€, нас снимают. » как мы там, фотогеничны?

–ежиссером и продюсером фильма стала перм€чка »рина ∆уравлева. ¬ ѕерми его впервые показали 19 сент€бр€ на фестивале «‘лаэртиана», а 6 окт€бр€ фильм выйдет в широкий прокат по всей стране. ≈го покажут в сети кинотеатров «—инема ѕарк» в “–  «—емь€» и “–  « олизей». ћы узнали у »рины, с чего всЄ началось, не бо€лись ли операторы медведей, и о забавных случа€х на съемочной площадке.

“акие нежные чувства, что рычанием не передать 

јвторы отказались от сюжета и решили показать жизнь медведей такой, кака€ она на самом деле. — самого начала и до конца фильма зритель погружаетс€ в состо€ние некоей медитации — настолько захватывает увиденное. ѕервые кадры — маленькие медвежата сп€т на спине матери, падают с неЄ, карабкаютс€ вновь и зарываютс€ носом в ее шерсть.

»ллюзи€ такова — медведи р€дом, и можно коснутьс€ их рукой. «ритель проживает эти семь мес€цев вместе с косолапыми медвежатами, переживает за них. ¬ какой-то момент хочетс€ прот€нуть руки и где-то помочь, где-то уберечь.

ќбычный день оператора. » это не фотошоп

Ќашли режиссЄра в ѕерми

ќператор фильма — ƒмитрий Ўпиленок. ƒолгое врем€ он работал инспектором ёжно- амчатского заповедника, участвовал в оперативных меропри€ти€х по борьбе с браконьерством. ≈го брат »горь Ўпиленок — известный в –оссии фотограф-натуралист, основатель заповедника «Ѕр€нский лес» и автор интернет-блога о жизни медведей. Ѕрать€ снимают медведей больше дес€ти лет. »де€ сн€ть фильм о медвед€х в заповеднике пришла именно к ним, и Ўпиленки начали искать режиссеров. » нашли. »ми стали петербуржец ¬ладислав √ришин и перм€чка »рина ∆уравлЄва. »рина — основательница арт-проекта «Ћ≈—», занимавша€с€ различными культурными проектами в сфере охраны окружающей среды. ¬ фильме она вз€ла на себ€ роль и режиссера, и продюсера, а также возглавила проект.

— ¬ ёжно- амчатском заповеднике живЄт сама€ больша€ охран€ема€ попул€ци€ бурого медвед€ в мире, — рассказывает 59.ru »рина ∆уравлева. — ќдновременно вокруг  урильского озера, где существует крупнейшее нерестилище тихоокеанской рыбы нерки в јзии, может находитьс€ не одна сотн€ медведей. я видела 40 медведей одновременно во врем€ съемок.

ѕо рассказу продюсера, команда выезжала на съемку примерно в 4–5 утра на лодке и двигалась по озеру к устью какой-либо реки, где, как правило, сосредотачиваетс€ рыба, а значит, и медведи.

ѕочему медведи не ед€т операторов?

— Ќаш оператор ƒмитрий Ўпиленок €вл€етс€ также и сотрудником заповедника, он прекрасно знает, как себ€ вести с медвед€ми, — рассказывает »рина. — √лавное правило — не мешать и уважать их, помнить, что мы находимс€ на их территории. Ёто заповедник, там нет места человеку. “ам можно находитьс€ только сотрудникам заповедника и туристам — но под присмотром.

Ќад фильмом, кроме ƒмитри€ Ўпиленка, работали еще три оператора — ћихаил –одионов, √еннадий Ўаликов и ƒмитрий ¬оронов. ѕо словам продюсера, во врем€ съемки р€дом с операторами всегда дежурил ассистент. ќн следил за происход€щим в тот момент, когда оператор смотрел в камеру.

 ино без дублей

— ћедведи часто смотр€т в кадр и замечают людей. Ѕывало так, что мы снимали с рассто€ни€ нескольких метров, буквально п€ти-дес€ти, но прекрасно знали, что в безопасности. ћедведи знают всЄ, что происходит в радиусе 200–300 метров. Ќо так как их охран€ют, у них все давно хорошо.

¬ этом заповеднике удалось установить достаточно эффективный охранный режим, и браконьеры больше не промышл€ют на его территории. ѕоэтому у медведей постепенно пропадает генетический страх перед человеком. ћишки там живут в максимально естественных услови€х.  роме того, у них есть орехи, €годы и рыба, котора€ нереститс€ с июн€ по февраль. ќни сыты практически всегда. ѕоэтому при понимании того, как вести себ€ с бурым медведем, остава€сь на рассто€нии, не конкуриру€ с ним за рыбу, считыва€ их эмоции, зна€ их биологию, можно совершенно спокойно снимать их на  урильском озере в камчатском заказнике.

јдминистраци€  роноцкого заповедника и ёжно- амчатского заказника помогала киногруппе с доставкой продуктов и снар€жени€, заброской съЄмочной группы.

ѕервый план, второй план и третий план

«„етверо медвежат, а "сама п€та€"»

»м€ одной героине досталось по наследству от прапрабабушки, которую так назвал јнисифор  рупенин, легендарный первооткрыватель ƒолины гейзеров начала 1940-х, — «четверо медвежат, а "сама п€та€"».

— ¬торую маму-медведицу назвали “еслой из-за активного характера. ќна посто€нно бегала, рыбачила, отдава€ при этом половину добытой рыбы своим медвежатам —оне и —амсону. ј это довольно редкое €вление, потому что главна€ задача дл€ медведицы — накормить себ€. „тобы, когда она в берлоге, у нее было достаточно молока дл€ медвежат. ј оно состоит из жира, который она нагул€ет в течение лета и осени.

”же в мае удалось получить первые кадры медвежат, только что вышедших из берлоги. ¬ весенние съЄмочные дни дул сильный штормовой ветер, ƒмитри€ приходилось укрывать снегоходными нартами и зарывать в снег, чтобы хоть как-то избежать тр€ски камеры и раскачивани€ штатива.

 огда камера попадает в лапы

„асто съЄмочна€ группа, работающа€ на близком рассто€нии от «актЄров», сама становилась объектом наблюдени€ и интереса со стороны медведей. »ногда операторы, обремененные 40 килограммами оборудовани€, не успевали за косолапыми актЄрами. Ѕо€лись их потер€ть, но всегда находили. Ѕывало и так, что камеры GoPro попадали в лапы медвежат. „тобы засн€ть медведей близко, операторы расставл€ли камеры и уходили. ћедвежата начинали играть с ними, пробовали кусать или просто убегали с новыми игрушками, и в результате снимали свою родню. »ногда медведи закидывали камеры в воду и наблюдали за людьми, которые бродили по по€с в реке в их поисках.

¬нимание, вас снимают!

ќператоры потом находили камеры — сн€тое видео поражало необычными ракурсами. Ќеформальные съемки операторы тоже собрали, они не вошли в фильм, но их объединили в бекстейдж.

ќсваивают модные технологии

Ќерест нерки закончилс€ к €нварю, наступила пасмурна€ и снежна€ погода, и медведи ушли в свои берлоги. ќператоры навестили медвежьи семьи на  урильском озере летом на другой год.

Ќеожиданное применение камеры. ‘ильм про рыб тоже нужен!
ѕоиски затонувшей камеры. ћедведи любили наблюдать за этим шоу

√олос, музыка и мультик

јвтором музыки к фильму стал композитор √еоргий ’иморода из Ќижнего Ќовгорода, а акварельную анимацию в начале и конце фильма нарисовала мультипликатор Ќина Ѕис€рина из ≈катеринбурга.

Ќад голосом к фильму тоже долго думали. ƒл€ первого варианта готовили длинный научно-попул€рный комментарий, но в итоге от закадрового текста отказались. ќн рушил всю естественность фильма. ѕоэтому оставили лишь несколько предложений, озвученных актЄром јнатолием Ѕелым.

ќблако у ног

— ћедведи похожи на нас, у них очень разные характеры, они тоже испытывают огромный спектр эмоций и чувств, — объ€сн€ет »рина ∆уравлЄва. — ћожно провести такую параллель, что в каждом из нас живет медведь, и в каждом медведе — человек. Ќапример, есть медведи-интеллигенты, есть медведи-шпана. » молодежь у них объедин€етс€ в стайки. ≈сть спокойные, наблюдательные и созерцательные, а есть непоседы.

6 окт€бр€ премьера фильма пройдЄт в 28 городах –оссии, а с 11 окт€бр€ — в 45.

ѕо словам авторов, мисси€ фильма — это обращение к сознанию и сердцу каждого человека.

— ћы хотим донести простую мысль, что природа хрупка, и наша об€занность — охран€ть и оберегать еЄ.

ѕремьера фильма в ѕерми состоитс€ 6 окт€бр€ в 15:00 в кинотеатре «—инемаѕарк» в “–  «—емь€». Ќа открытии  дл€ детей и родителей устро€т мастерские на медвежью тему.

ѕример дл€ подражани€