Роман признался, что Кирилл Серебренников во время съемок фильма не ставил перед ним никаких задач

Мировая премьера фильма «Лето» состоялась на Каннском фестивале в мае, российская премьера — на «Кинотавре» в Сочи. 6 июня на презентацию фильма в Екатеринбурге приехал исполнитель роли Майка Науменко, солист группы «Звери» Роман Билык. На встрече с журналистами в «Ельцин-центре» он рассказал о съемках фильма и объяснил, почему на него нужно сходить. Наши коллеги с портала E1.ru вели видео-трансляцию с презентации.

«Я играл не совсем Майка. Просто музыканта»

В последнее время Роман редко общался с журналистами. Как предполагали в ряде СМИ, молчание было связано с именем режиссера фильма Кирилла Серебренникова, которому в 2017 году было предъявлено обвинение в мошенничестве, и он был помещён под домашний арест. Но на встрече в «Ельцин-центре» Роман Зверь искренне ответил на все вопросы журналистов и начал с воспоминаний детства.

— Мне было 13 лет, когда Цой разбился, и 14 лет, когда Майк умер, — вспоминал на встрече Роман. — Мы все их слушали и играли. Мы на десять лет отстаем от их поколения, но у нас была похожая история. Мы так же, как и они, сидели на чердаке с акустическими гитарами и собирали барабаны из того, что было. Так же, как и они, вешали какие-то крышки от кастрюль вместо тарелок. Пытались играть музыку. Мы играли репертуар групп «Кино», «Аукцион», «Алиса» и Майка Науменко. Кто-то кассету привозил, а кто-то пластинку... Как-то я поймал себя на мысли, что песни Майка Науменко я знаю не в оригинальной версии на носителе, а как ребята играли эти песни во дворе. Я запомнил их именно так, по их голосам.

Роман Билык на встрече с журналистами и зрителями в «Ельцин-центре» в Екатеринбурге

Роман признался, что Кирилл Серебренников во время съемок фильма не ставил перед ним никаких задач.

— Он просто позвонил, — продолжает музыкант, — и сказал: «Давай встретимся, у меня есть к тебе предложение». Я приехал, и он предложил мне эту роль. «Я не готов, не уверен в своих силах, и я не думаю, что я справлюсь, потому что я все-таки музыкант, а не актер», — признался я. Но Кириллу было важно, чтобы один из тех, кто играет роли музыкантов — Цоя и Майка — был действительно музыкантом, а не актером. Еще в фильме много музыки, кому-то это нужно было делать. И помогать, и консультировать, и продюсировать, соответственно.

В итоге гитарист группы «Звери» Герман Осипов и Роман Зверев становятся музыкальными продюсерами фильма. А вот с актерской игрой Роман испытывал сложности.

— Кирилл сказал: «Ты не переживай, я тебе помогу, все будет хорошо. Ты, главное, доверься мне». Я доверился Кириллу. Мне было очень приятно с ним работать, потому что никаких задач не было, он только меня подбадривал и говорил: «Молодец!», «Все хорошо», «Отлично!», «Никаких претензий». Я, конечно, понимал, что он меня подбадривает, стимулирует. Но работать с Кириллом — это и наслаждение, и счастье. Ничего такого страшного, как бывает, когда режиссеры пугают своих актеров, выжимают из них все, что могут, создают провокации. Ничего этого не было. Я играл не совсем Майка. Я играл просто музыканта, человека, который играет самого себя.

«Ты пой, как ты поешь»

Кирилл Серебренников не ставил задачу сделать актера похожим на музыканта Майка Науменко.

— С Кириллом мы обсуждали вопрос похожести, — говорит Роман. — Я даже в одной программе опустил голос на несколько тонов ниже. Это было фантастически похоже на голос Науменко, но Кирилл сказал: «Нет, этого не надо делать. Ты пой, как ты поешь». У нас не было задачи петь, как Майк.

Фильм «Лето» — о дружбе, любви, музыке и эпохе восьмидесятых

Самой большой проблемой для Романа оказались волосы, к которым он с трудом привыкал.

— После первой встречи с Кириллом я начал отращивать волосы, — рассказывает музыкант. — Я пришел к нему вот так, почти без волос, а он сказал: «Ну все, не стригись». Отращивал их девять месяцев. Потом к своим волосам мне прикрепили еще около 300 капсул. И я с этим гастролировал! Как-то где-то на севере мы играли в небольшом городке на открытой площадке, и люди потом писали гневные письма в администрацию: «Вы кого нам привезли? Это не группа «Звери». Волосы придают какую-то энергию тебе, ты ощущаешь себя по-другому с этими волосами.

По признанию музыканта, образ Цоя в фильме — сложно сотканный. Над его созданием работали несколько человек. Самого Цоя играл корейский актер Тео Ю, который специально для фильма выучил большое количество песен, русские слова.

— Это фантастика — за такой короткий промежуток времени столько выучить! — восхищается Роман. — Не знаю, как он это сделал. Его озвучивал другой человек, пел за него другой человек. И это разные люди. А Майк — один! С Тео Роман взаимодействовал через переводчика. У его коллеги еще были преподаватели, которые 24 часа были на площадке. Он с утра до вечера учил слова, песни. Он просыпался, и его сразу хватали учителя, и он занимался. Он, конечно, жаловался, что немного устал. Но он — боец-боец.

Кирилл бодр, свеж и отлично выглядит

Вопрос о Кирилле Серебренникове не мог не прозвучать на пресс-конференции.

— Перед «Кинотавром» мы с ним виделись, — ответил Зверь. — Он работает. Бодр, свеж и отлично выглядит. Весь в работе, у него столько проектов! Таким образом, но работает. Все в порядке. Фильм — не про какую-то одну историю. Кирилл Семенович заложил туда очень много. Когда мы монтировали и работали над звуком, я открывал для себя много интересных вещей — то, что Кирилл заложил еще на съемках. Когда все это сложилось в единое целое, я понял, что там очень много слоев — там и музыка, там и дружба, и какие-то возвышенные отношения между людьми. Там и некая бытовуха, и политика, и государство, и этот конфликт музыкантов, которые живут вот в этом государстве. Каждому поколению — свои герои, и своя музыка. Надеемся, что этот фильм останется в памяти. Может быть, благодаря этому фильмы люди узнают группу «Зоопарк» и послушают музыку Майка. Человека, который незаслуженно забыт у нас. После фильма люди начнут интересоваться этой историей. Начнут слушать песни, может быть, что-то для себя откроют.

Как выучить текст?

Музыкант с теплом отозвался о коллегах по съемочной площадке.

— Ирина Старшенбаум — прекрасный человек, очень открытый, честный. Она — правдоруб. Если что-то не нравится, она вам скажет об этом обязательно. Ира мне помогала, потому что когда мы начали снимать фильм, меня всего трясло, — я переживал и нервничал, как я там, в кадре? Мне говорили «Хорошо», но я им не верил. Она меня подбадривала: «Расслабься ты! Органично выглядишь, живешь как живешь. Вот так и делай. Все в порядке. Не переживай».

Роман поинтересовался у Иры, как она запоминает текст.

— Она мне рассказывала, что все это нужно написать от руки и прочитать перед сном. И все. «И утром ты запомнишь». Большое спасибо Ире за помощь!

Какие хипстеры?

На встрече в «Ельцин-центре» Роману задали вопрос о Гребенщикове. Солист группы «Аквариум» на презентации своего сольного альбома «Время N» в Санкт-Петербурге заявил журналистам, что в фильме нет ни слова правды. «Это хипстеры, которые думают только о том, как заняться сексом. Я жил в это время, видел это все и имею право на такое мнение». Роман прокомментировал эту реплику.

— Гребенщиков сказал глупость, — эмоционально отреагировал Роман. — А вы, журналисты, ее повторяете, тем самым делая медвежью услугу Борису Борисовичу. Потому что он фильм не смотрел, он читал какой-то первый сценарий, который миллион раз поменялся. Какие хипстеры там сексом занимаются? Вы сегодня посмотрите, а потом Борису Борисовичу зададите вопрос: «Ну что, Борис Борисович, где хипстеры?» Человек немного ошибся. У Бориса Борисовича тоже своя история. Потому что, насколько мы знаем по некоторым книгам, публикациям и историям, которые нам рассказывает сам Гребенщиков, получается, что он открыл Цоя. Давайте посмотрим фильм, и вы увидите другую точку зрения — Натальи Науменко, жены Майка.

В главных ролях в фильме снялись Роман Билык и Тео Ю

Своя правда

Кроме художественного фильма «Лето» Кирилл Серебренников снял еще документальный, который выйдет уже в конце июня. В нем снимались живущие ныне герои истории Цоя и Науменко.

— Начиная от Тропилло, друга Майка, Иши, музыкального критика, Троицкого, и продолжая музыкантами группы «Зоопарк», которые дают интервью, — объяснил Билык. — В фильме они расскажут некую свою правду, как они жили. Она поможет понять зрителю, почему фильм не является неким вымыслом и достаточно правдивый. Потому что консультировала фильм Наталья Науменко. Ей врать не надо. И ей большое спасибо. Потому что она очень не хотела, потому что это личное, интимное. Такая история. Но Кирилл как-то убедил ее помочь нам, и она сделал очень много для нашего фильма.

Также на встрече Роман рассказал, что позже выйдет еще один фильм — фильм о фильме.

— Благодаря нему тоже откроются глаза на многие вещи. Смотря все три эти фильма, мы сможем составить свое мнение. Сейчас мы обсуждаем то, чего не знаем. Никого не призываю идти или не идти на фильм, потому что кино дело добровольное. Каннские фестивали и «Кинотавры» — это все не очень важно. Важно то, как обычный зритель, который купил билет в кинотеатр, посмотрел фильм, выйдя из зала, позвонил своим друзьям и сказал: «Надо идти». Это и есть успех и победа.