— 14 сент€бр€ 2008 года прошло дес€ть лет. ¬ тот день ранним утром «Ѕоинг-737» компании «јэрофлот-Ќорд» разбилс€ при повторном заходе на посадку, 88 человек погибли. ћы разыскали людей, которых пермска€ трагеди€ в один миг лишила отцов, мужей, дочерей и сыновей. Ёто семьи погибших на «Ѕоинге-737» пилотов и стюардесс. ћы поговорили о причинах крушени€, об их близких. Ёто три очень личные, насто€щие и человеческие истории.

«—ын пошел по стопам отца»

∆ена второго пилота рейса «Ѕоинга-737» –иана јллабердина 14 сент€бр€ приехала в ѕермь из ”фы на пам€тные меропри€ти€. ѕрилетает не в первый раз, первые п€ть лет 14 сент€бр€ она была в ѕерми ежегодно. ¬ этом году собрались здесь практически всей семьей. ѕоддерживает отношени€ с другими семь€ми погибших. » до сих пор не верит в официальную версию причины авиакатастрофы. ” ее мужа –устама јллабердина — опытного пилота — общий налет был более дев€ти тыс€ч часов.

¬торой пилот того рейса –устам јллабердин

— ¬ основном, следствие просто списало все на «человеческий фактор»: на недостаточную подготовку членов экипажа, неспособность командира воздушного судна правильно определить направление крена, отсутствие пространственной ориентировки, — рассказала 59.ru –иана. — √оворили еще о наличии алкогол€ в крови у командира судна. ¬ообще, нас недостаточно информировали и не дали прослушать «бортовые самописцы».

∆енщина не верит в версию о наличии алкогол€ в крови у командира –одиона ћедведева, так как перед полетом членов экипажа провер€ют.

— ¬сегда проще свалить вину на погибших, но нужно учитывать и неисправности самолета. Ѕыло два дефекта, один из них — неоднократное отключение автомата т€ги в полете, на что посто€нно жаловались экипажи этого судна, — вспоминает –иана. — ¬ ту ночь диспетчер отправл€л самолет на три разворота перед посадкой, что говорит о внештатной ситуации на борту и неисправности самолета.

”тро 14 сент€бр€ 2008 года. Ќа место крушени€ самолета приехали власти

–устам хотел стать пилотом с первого класса, вспоминает –иана. ќн целенаправленно шел к своей цели, с юношества занималс€ парашютным спортом, поступил в Ѕугурусланское летное училище, закончил ”фимский государственный авиационный технический университет. ћного лет отрабатывал налет часов на небольших самолетах, изучал английский €зык дл€ повышени€ квалификации, переучивалс€ управл€ть «Ѕоингом» в ћоскве, стажировалс€ в √ермании.

— ≈го сын пошел по стопам отца, сейчас он учитс€ в ”ль€новском институте гражданской авиации имени главного маршала авиации Ѕугаева на авиадиспетчера, — рассказывает –иана. — Ќа самолетах мы летаем, несмотр€ на перенесенное горе. ƒумаю, самолет — всЄ же самое безопасное средство передвижени€. Ѕольше всего летает у мен€ дочка, она много путешествует. ≈ще хотелось бы добавить, что дет€м неправильно начислили пенсию от фонда социального страховани€ в јрхангельске, где –устам был застрахован от несчастных случаев. —умма немаленька€, мы подавали в суд, но безуспешно. “акже под расписку у нас изъ€ли книжку пилота, сказали что вернут через мес€ц, но так мы ее и не видели.

«ћо€ ќл€ была форс-мажорной девчонкой»

¬асилий  учма о своей ќленьке говорит с гордостью. ќпора и надежда родителей. ќльга  учма была стюардессой на том трагическом рейсе. ≈й было 25 лет.

¬ 2008 году ќльге  учма было 25 лет

— ¬ этом году мы не сможем приехать в ѕермь. —ейчас живем в  остомукше в  арелии. ѕриезжали на п€тилетие со дн€ катастрофы, в 2013-м году. —упруга звонила родным стюардессы яковлевой. ќбщались с семьей еще одного пассажира «Ѕоинга», — рассказывает ¬асилий  учма. —  огда приезжаю в ѕермь на то место, мне т€жело, очень много воспоминаний.

¬асилий  учма о причинах трагедии говорит категорично: это не «человеческий фактор».

— ¬ерсий было много. ћы сами там были и видели место, куда упал самолет. ћы не согласны с официальной версией, — сказал ¬асилий  учма. — „то там на борту творилось, на самом деле никто не знает.  ак так — летели-летели и упали? ¬ самом первом репортаже сразу после падени€ директор компании «јэрофлот-Ќорд» сказал правду, больше такой версии € не слышал нигде. ≈му задали вопрос о причинах: был теракт или не было теракта? ќн развел плечами и сказал: «¬ы сами понимаете, воронки от удара нет, ничего нет». ƒаже не осталось фрагментов кресел… ќ чем это говорит? “ам сто€л завод. я считаю, это похоже на захват самолета. «Ѕоинг» направл€лс€ на завод. ѕочему они сразу не сели? якобы пилот был пь€н… —овсем офонарели люди, чтобы пить в полете и не посадить самолет. ∆елезна€ дорога осталась цела€, никаких повреждений от «удара». ѕочему? Ќа пути упали лишь обломки. ¬се столбы и все провода целы. ≈сли бы самолет упал, он бы собрал все эти столбы в кучу. ”пали просто осколки. ≈сть видеозапись камеры с дев€тиэтажки, на которой видно сначала вспышку. ќ чем это говорит? —амолет не упал, ему помогли упасть.

ќбломки самолета были раскиданы по железной дороге, но сами пути не пострадали

ѕо словам собеседника, семьи погибших неоднократно обжаловали выводы авиационной комиссии. Ѕыло возобновлено расследование. Ќо в марте 2014 года его закрыли — «в св€зи со смертью виновного лица — командира воздушного судна –одиона ћедведева, обвин€емого в по части 3 ст. 263 ”  –‘ — "Ќарушение правил безопасности движени€ и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц"»

— ѕотом все стихло. » вот звучат официальные выводы — «виноваты пилоты», «они запутались в пространстве». ¬от на этом и остановились, — продолжает мужчина. — я был на месте падени€. я сам водитель, всю жизнь проработал с техникой. ѕредставьте, если даже игрушку выбросить с самолета, образуетс€ воронка. —амолет весит 65 тонн. ј от его «падени€» ни малейшей €мки. Ќичего. ƒаже не было сгоревшей травы... ƒа, € до сих пор летаю на самолетах. «наете, нет смысла бо€тьс€. ќни падали и падать будут... „то еще об этом говорить.

ќльга  учма родилась в  арелии в  остомукше. ¬ ѕетербурге закончила курсы стюардесс, но остатьс€ там не захотела. ”ехала работать в компании-дочке «јэрофлота» в Ўереметьево в ћоскве.

— ќл€ сначала в ѕетербурге училась в университете мировой культуры. ќна всерьез занималась восточными танцами, — вспоминает отец. — ќна у мен€ была девчонка форс-мажорна€. Ќичего не бо€лась. » с парашютом прыгала. Ѕыл однажды разговор. ќл€ сказала: «” мен€ дл€ вас сюрприз». ћы не сразу узнали, что она курсы бортпроводниц закончила. —начала она работала секретарем на заводе. ј тут вдруг нам такое выдала. Ќе хотела работать в этой балтийской целлюлозе.  ак € отреагировал? «апретишь — будет винить, что не дали сделать свой выбор. я никогда дет€м ничего не запрещал. Ќи сыну, ни дочке.

—тюардессой ќл€ проработала всего семь мес€цев.

— ¬ышла с отпуска, съездила в Ѕолгарию, и первый рейс выпал на «Ѕоинге-737», — вспоминает отец. — ќн и стал последним. ѕеред этим рейсом мы с ней договорились по телефону, что один из ее следующих рейсов будет в јнапу, и € тоже туда прилечу. «Ќу вот и хорошо, — ответил €. — “ам встретимс€. ≈ще успеем искупатьс€ в сент€бре. Ѕархатный сезон». ¬от и встретились... ќна у мен€ была хулиганка, боева€, как поетс€ в песне «я вот така€ девчонка и больше никакой другой не хочу быть». ќна ничего не бо€лась. ƒобивалась всего сама, — голос отца дрогнул — ’одила в турпоходы с детства. ћы на рыбалку бо€лись ходить в морозы, а она — на лыжи и вперед по тайге. ѕотер€ть родного человека не дай Ѕог. ¬рем€ не лечит. Ѕоль не утихает.

«ƒочь полетела вместо другой стюардессы, котора€ заболела»

јнтонина Ќорицына из јрхангельска прилетела в ѕермь этой ночью. ≈е дочь “амара была стюардессой на рейсе «Ѕоинга-737».

ћама “амары рассказывает: девушка была заводной, открытой, еЄ очень любили

— ѕриезжаем не каждый год. ѕоследний раз были п€ть лет назад, — начала свой рассказ јнтонина Ќорицына. — ¬ этом году € об€зательно решила съездить. ” мен€ онкологи€...  огда мы прилетели в ѕермь в первый раз — это было в 2008 году, € общалась с женщиной с ”краины. ≈е муж тоже погиб в том рейсе. ” нее в высших инстанци€х родственники сообщили, что это был теракт. ј разглас€т это лет через п€тьдес€т. » этой информации € верю. Ќикак не мог летный состав быть пь€ным. ¬озможно, были неисправности в самолете. » эта верси€ тоже гораздо правдоподобнее.

ѕо словам женщины, св€зь с некоторыми семь€ми погибших она поддерживает.

— Ёти годы € общаюсь с женой второго пилота –устама јллабердина. «наю, что у командира, пилота –одиона ћедведева жена, она сама стюардесса, незадолго до этого рейса родила. ћы с ней виделись всего один раз, — рассказала јнтонина. — Ќа п€тилетии € была в ѕерми, общалась с родственниками пассажиров. Ёта встреча была очень теплой. Ёто было человеческое отношение. —ам мемориал в виде 88 каменных колонн мне нравитс€, сделали достойно. ≈ще одна стела стоит на —еверном кладбище. “ам капсула, в которой лежит горсть земли с места трагедии.

“акой стихийный мемориал по€вилс€ на месте трагедии через несколько дней

“амара Ќорицына работала стюардессой меньше двух лет. ќна только закончила экономический факультет, параллельно выучилась на бортпроводника в јрхангельске.

— я всю жизнь работала в аэропорту на складе по перевозкам, дочки ко мне приходили, — вспоминает јнтонина. — ѕотом стали там подрабатывать. ј “амара даже самолеты пошла мыть, лишь бы быть ближе к авиации. ќна очень хотела летать, говорила об этом много раз. ¬ институте и школе “амара у мен€ была заводилой, очень ее любили. ќткрытый человек. ћо€ младша€ дочь сейчас тоже работает в аэропорту — начальником смен.

ѕосле курсов стюардесс “амара поехала на повышение квалификации в √ерманию. “ам успешно прошла стажировку. –аботала на тренажерах.

— 11 сент€бр€ она проводила мен€. я уезжала в отпуск на юг. ј она должна была на другой день уехать в ћоскву в командировку на неделю, — вспоминает женщина. — Ќо напарница заболела, и дочку поставили на этот рейс. — этой стюардессой мы не общаемс€. Ќа прощании, отпевании, говор€т, была и плакала. ¬инила себ€. 

ѕо этой «взлЄтной полосе» идут сегодн€ родственники погибших к часовне р€дом с местом падени€ самолета